Лилия Брик: любовь втроем

Ли́ля Ю́рьевна Брик (урождённая Лиля (Лили) Уриевна Каган; 11 ноября 1891 — 4 августа 1978) — российский литератор, любимая женщина и муза Владимира Маяковского, старшая сестра французской писательницы Эльзы Триоле.

Лиля Брик — дочь Юрия Александровича Кагана, присяжного поверенного при Московской судебной палате. Мать, Елена Юрьевна, родом из Риги, окончила Московскую консерваторию. Сестра Эльза младше на 5 лет. После окончания гимназии, в 1909 году поступила на математические курсы Герье, затем перешла на Архитектурные курсы на Никитской. С 1911 года училась лепке в Мюнхене в студии Швегреле.

Ещё в гимназии произошло знакомство Лили с Осипом Бриком. 26 марта 1912 года состоялась свадьба Лили и Осипа.

О Маяковском Лиля Брик впервые услышала в 1913 году. У него тогда был роман с 17-летней Эльзой. В конце июля 1915 года Эльза в Петрограде привела Маяковского в квартиру Бриков на улице Жуковского и познакомила их с поэтом. Маяковский читал новую поэму «Облако в штанах» и тут же посвятил её Лиле Брик. Маяковский назвал этот день «радостнейшей датой». Осип Брик через некоторое время издал поэму.

Вскоре последовал бурный роман, нашедший отражение в поэмах «Флейта-позвоночник» (1915) и «Человек» (1916), стихотворениях «Ко всему» (1916) и «Лиличка!». В 1916 году Осип Брик издал поэму «Флейта-позвоночник». Маяковский все свои произведения (кроме поэмы «Владимир Ильич Ленин») посвящал Лиле Брик; в 1928 году, с публикацией первого собрания сочинений, В. Маяковский посвятил ей и все произведения, созданные до их знакомства.

С юности жизнь Лили Юрьевны оказалась связанной с литературой. Она дружила с выдающимися литераторами XX века: Борисом Пастернаком, Виктором Шкловским, Велимиром Хлебниковым, Давидом Бурлюком, Василием Каменским, Николаем Асеевым, до 1918 г. с — Горьким, со многими художниками, музыкантами, кинематографистами.

В 1918 году Лиля и Владимир снимались в киноленте «Закованная фильмой» по сценарию В. Маяковского. Фильм не разыскан, остались фотографии и большой плакат, где нарисована Лиля, опутанная пленкой.

Лилия Брик в фильме «Закованная фильмой», 1918 год

С лета 1918 Маяковский и Брики жили совместно. Тогда же они окончательно перешли на большевистские политические позиции. Весной 1919 года все трое переехали в Москву и поначалу жили в коммуналке в Полуэктовом переулке. Маяковский и Л.Брик работали в «Окнах РОСТА», О.Брик некоторое время служил в ЧК и состоял в партии большевиков. В 1921 году удалось получить две комнаты в общей квартире в Водопьяном переулке, возле почтамта.

Маяковского с 1922 г. много печатали в «Известиях» и других крупнейших изданиях. С этого же года Маяковский и Брики часто и подолгу проживали за границей.

В узком кругу позволяла себе такие высказывания о Маяковском:[1]

«Вы себе представляете, Володя такой скучный, он даже устраивает сцены ревности»; «Какая разница между Володей и извозчиком? Один управляет лошадью, другой — рифмой».

Что касается его переживаний, то они, видимо, мало трогали Лилю Юрьевну, наоборот — она видела в них своеобразную «пользу»:

«Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».

В 1922 году, Лиля опубликовала в рижской газете «Новый путь» большую статью о футуристах и Маяковском и устроила ему приглашение для выступлений. Они прожили 9 дней в отеле «Бельвю». К этому времени была закончена поэма «Люблю».

В конце 1922 года Л.Брик пережила длительный и серьёзный роман c руководителем Промбанка А. Краснощёковым, который едва не привел к разрыву отношений с Маяковским. В конце 1922 года, по возвращению из Берлина, Л. Брик поставила Маяковскому ультиматум с требованием пересмотреть мировоззрение. Два месяца Маяковский и Брики жили отдельно. Эта история получила отражение в главном произведении Маяковского — поэме «Про это».

28 февраля 1923 года кончался срок их разлуки, они решили уехать в Ленинград. В 1923 году, после «Про это», их жизнь в какой-то степени успокоилась.

Летом 1923 года Маяковский и Брики полетели в Германию. Это был один из первых полётов «Дерулюфта». Три недели они провели под Геттингеном, потом отправились на север страны, на остров Нордерней, где отдыхали вместе с Виктором Шкловским и Романом Якобсоном. Из Лондона к ним приехала мать Лили Юрьевны.

В 1924 году в стихотворении «Юбилейное» Маяковский писал: «Я теперь свободен от любви и от плакатов», и ещё: «..вот и любви пришёл каюк, дорогой Владим Владимыч».

В 1925 году в Нью-Йорке Маяковский познакомился с Элли Джонс, эмигранткой из России. У Элли родилась в 1926 году дочь Элен-Патриcия.

В 1926 году Маяковский получил квартиру в Гендриковом переулке, где до 1930 они жили втроём — Володя, Лиля и Брик. Здесь еженедельно проходили собрания участников «ЛЕФ». Лиля Юрьевна, формально не числясь в сотрудниках, принимала деятельное участие в создании журнала. Лиля была гостеприимна, и двери дома были всегда открыты. Среди посетителей можно было встретить и Якова Агранова, других известных чекистов, — Льва Эльберта, В.М. Горожанина, с которым Маяковский совместно работал над сценарием «Инженер д’Арси».

В июле 1926 года Лиля поступила работать в «ОЗЕТ» (Общество землеустройства еврейских трудящихся). Участвовала в съёмках агит-фильма «Еврей и земля», которые проводил Абрам Роом. В 1928—1929 годах Лиля Брик и режиссёр Виталий Жемчужный написали сценарий и поставили фильм «Стеклянный глаз». После съёмок «Стеклянного глаза» в том же 1929 году Лиля написала сценарий под пародийным названием «Любовь и долг».

В 1927 году выходит фильм «Третья Мещанская» («Любовь втроём») режиссёра Абрама Роома. Сценариста Виктора Шкловского упрекали в том, что он проявил бестактность по отношению к Маяковскому и Брикам, которых он хорошо знал и описал их «любовь втроём» в этом фильме.

В это же время Лиля Юрьевна занимается писательской и переводческой деятельностью (переводит с немецкого Гросса и Виттфогеля), а также издательскими делами Маяковского.

В 1927 году в 13-14 главах поэмы «Хорошо!» в последний раз в творчестве Маяковского тема любви к Лиле Брик.

В 1928-1929 годах у Маяковского в Париже был роман с эмигранткой Татьяной Яковлевой. Но создать семью они не смогли по политическим причинам. Это вызвало глубокий душевный кризис у Маяковского.

По приезде в Москву Маяковский пытается уговорить Татьяну приехать в Россию, но попытки не увенчиваются успехом. В конце 1929 года поэт должен был приехать за ней, но не приехал. Последним романом Маяковского стала молодая и красивая актриса МХАТа Вероника Полонская. Ей 21, ему — 36. Вероника была замужем за Михаилом Яншиным и не уходила от него, зная, что в любой момент их роман с Маяковским может прерваться.

В феврале 1930 года Лиля и Осип Брик уехали в Европу. 14 апреля рано утром у Маяковского было назначено свидание с Вероникой (Норой). Постоянные срывы в изданиях, вечно ускользающая любовь Лили, непонимание и одиночество к тому моменту добивали поэта. Когда Вероника приехала к нему в комнату на Лубянку, Маяковский запер дверь на ключ и положил его себе в карман. У них был долгий разговор, в котором Владимир Владимирович убеждал Нору переехать к нему немедленно и насовсем, во всем признаться мужу и тут же изменить их жизнь. Та в свою очередь говорила, что невозможно решить так всё сразу. Он отпустил её. Пройдя несколько шагов до парадной двери, она услышала выстрел. Ноги её подкосились, она заметалась. Войдя, увидела на полу распластанного Маяковского с открытыми ещё глазами. Он силился что-то сказать, но вскоре замолчал и стал бледнеть.

В предсмертном письме, помеченном 12-м апреля, Маяковский просит Лилю любить его, называет её среди членов своей семьи (а также Веронику Полонскую) и просит все стихи, архивы передать Брикам.

Лиля узнала о трагедии в Берлине, возвращаясь из Лондона домой. Эльзе позже писала:

«

«Если б я в это время была дома, может быть, и в этот раз смерть отодвинулась бы на какое-то время».

»

Последняя открытка от Лили Маяковскому отправлена 14 апреля 1930 г, в день самоубийства поэта. До последних дней Лиля Брик будет носить кольцо Маяковского на золотой цепочке с гравировкой своих инициалов «Л. Ю. Б.», которые складывались в бесконечное: люблюблюб…

wikipedia.org

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s